Справочная информация
На юге от Кобленца, в районе Штольценфельс, высоко над Рейном возвышается одноименный замок. Замок строился архиепископом города Трира Арнольдом с 1242 года. Строительство шло более 15 лет. В это время он, как и многие замки на Рейне, служил для взимания налогов. За долгую жизнь он сменил множество владельцев, пережил несколько перестроек. В 1836 заказ на реконструкцию получил Карл Фридрих Шинкель. В 1842 году реконструкция была завершена. В честь открытия обновленного замка был устроен большой костюмированный бал. С этого момента Замок Штольценфельс считается воплощением стиля "Рейнская романтика".
|
В 1823 году прусский кронпринц, ставший впоследствии королём Фридрихом Вильгельмом IV, получил в подарок от города Кобленц пришедшие в запустение руины. Немцы издавна считали Рейн истинно германской культовой рекой, хранящей на дне сокровище Нибелунгов, а о замках на его берегах было сложено множество легенд. Прусские короли, однако, осознали уникальный шанс восстановить былую власть и величие путём реконструкции рейнских руин, очертив тем самым, по крайнем мере визуально, границы развивающемуся бюргерству.
Только два года спустя, в 1825 году, прусский принц Фридрих Людвиг, двоюродный брат короля Фридриха Вильгельма, приобрёл руины Райнштайн и перестроил их под стать новому замку Штольценфельс.
Начиная с середины 19 века, практически все рейнские замки были перестроены и расширены подобным образом. Богатые бюргеры и промышленники, желая тем самым подчеркнуть своё положение в обществе, активно занимались восстановлением старых или строительством новых замков. Замок стал идеальным престижным объектом демонстрации социального положения для всех слоём общества - в отличие от средневековья, когда владение замком было привилегией аристократии.
В 1900 г. император Вильгельм II начал увязывать восстановление замков с идеологическими соображениями, проводя богатую реконструкцию находящегося в Эльзасе Хохкёнигсбурга как западного краеугольного камня германской империи. Замки, таким образом, вновь приобрели своё первоначальное назначение: они снова стали символом власти и претензий на господство.
Демонстрация власти находилась также и в центре внимания у Фридриха Вильгельма. Известному архитектору Карлу Фридриху Шинкелю было поручено восстановить остатки стен сооруженного Трирским архиепископом в 1250 г. замка-таможни, возродив его как Феникса из пепла.