памятник 39-му полку
Автор этого памятника - уроженец Дюссельдорфа Юпп Рюбзам (Jupp Rübsam), учившийся на отделении скульптуры в художественном училище города. С началом I мировой войны он отправился добровольцем на фронт в составе 39-го Нижнерейнского стрелкового полка. В 1916 попал во французский плен. После освобождения из лагеря он продолжил с 1920-1925 свою учёбу в Художественной академии г.
В 1927 году ветеранские организации 39-го стрелкового полка, нёсшего почётное имя "Генерал Людендорф" объявили конкурс на создание нового памятника. Для реализации был выбран проект Юппа Рюбзама. Хотя он и был членом авангардистской группы "Молодой Рейнланд", в 1927 он совершенно не воспринимал себя как политический художник.
Свою работу он назвал "Внутренняя крепость". Солдат в стальном шлеме и солдат с перевязанной головой лежат на животах и держатся за руки. Это ни в коей мере не был антивоенный памятник, однако он противоречил всем клише тогдашней военной монументалистики: "Немецкие герои не лежат в грязи", "Немецкие герои должны иметь арийскую внешность". Жюри конкурса однако упустило этот момент. В листовках, приглашающих на открытие памятника писалось: "Проект ясно и решительно выражает идею военного памятника и является без сомнения чисто пластическим решением". Также отмечалась его "внушительность и монументальность“
Рюбзам затронул в своей работе непростую тему фронтового товарищества. Во времена Веймарской республики боевое братство было аргументом позитивного восприятия войны. После 1918 года в массах существовал даже термин "Социализм фронтовиков", мол в окопах стирались классовые различия, что являлось в отличие от левацких идей "настоящим социализмом".
Вопрос "Первая мировая - позитивный или негативный боевой опыт?" вызывал во времена Веймарской республики ожесточённые споры в творческой интеллигенции.
Памятник Рюбзама был не совсем однозначным, но допускал националистическую интерпретацию темы
В этом смысле националистические ветераны из Дюссельдорфа, скорее всего и интерпретировали памятник Юппа Рюбзама.
И в день Битвы при Седане в начале сентября 1928 года они собрались под чёрно-бело-красными флагами для освящения монумента.
Собравшиеся в Дюссельдорфе патриоты были несколько озадачены тем, что почетный гость дня, Эрих Людендорф, незадолго отменил своё участие и плевался ядом в сторону памятника. Как военачальник времён Первой мировой войны и де-факто военный диктатор с 1916 по 1918 год, Людендорф в широких националистических кругах Веймарской республики почитался как божество. Он сыграл важную роль в распространении мифа об "ударе в спину", с помощью которого он отрицал свое собственное военное поражение и списывал собственные неудачи на заговор еврейских и социалистических сил. После войны Людендорф стал одним из ведущих пропагандистов антисемитской теории заговора. Ему везде чудились зловещие махинации «надгосударственных сил», стремящихся уничтожить Германию.
Людендорф в своих воспоминаниях писал:
"По совету моей жены в августе я своевременно попросил отправить мне фотографии памятника и увидел в нём ужасную насмешку над героизмом солдат. Обе лежащих заготовки в серо-полевых шинелях были неуклюжими низшерасовыми полуживотными, способными преуменьшить солдат старой армии и поклонение героев на западных рубежах Рейха до уровня еврейского мировосприятия [...]. Как бы радовались надгосударственные силы, если бы я снял полог с памятника и был бы запечатлён с ним. Так что я отменил празднование. Этот замысел не увенчался успехом.
Прошло много времени, пока я пробился. Лишь постепенно открывались глаза товарищей. По сопротивлению, которое я снова и снова испытывал в городских властях, я мог видеть, насколько важен был этот памятник наднациональным силам»
Впоследствии памятник бесчисленное количество раз подвергался оскорблениям, осквернению, была даже попытка взорвать его. Один современник предположил, что нацистская концепция искусства появилась как раз в обсуждении этого памятника и научилась различать «немецкое искусство» от «дегенеративного искусства» ("Wolfgang Willrich: Säuberung des Kunsttempels. Eine kunstpolitische Kampfschrift zur Gesundung deutscher Kunst im Geiste nordischer Art, München/Berlin: Lehmanns Verlag 1938")
Вновь избранный нацистский магистрат Дюссельдорфа уже в марте 1933 года постановил снести памятник работы Рюбзама.
Фрагменты его десятилетиями бесхозно лежали на свалке и только в 1978 году были выставлены на прежнем месте как "напоминание о терроре и нетерпимости"
Как требовал Эрих Людендорф, нацисты установили на широком берегу Рейна в Дюссельдорфе новый памятник, где он стал кулисой для масштабных парадов.
На нём имеется современная пояснительная табличка
„Этот памятник 39-го стрелковому полку был открыт в июле 1939 года незадолго до вторжения немецких войск в Польшу: он показывает возвеличивание войны национал-социалистами - вооружённые солдаты восстают из склепа и плечом к плечу с несломленной волей отправляются на войну. В прославлении последователей разворовывается связанный с каждой войной опыт страданий и смерти.
С надписью "За честь и свободу немецкого народа" и позже выгравированными названиями покорённых городов на востоке и Западе демонстрируется агрессивная военная политика национал-социалистов.
После падения национал-социалистического
Сам же автор солдат-сфинксов Юпп Рюбзам получил при нацистах запрет на профессию, ему было отказано в профессуре в Трире, После войны его реабилитировали, и он создал ещё много скульптур для общественных пространств. Был удостоен в 1948 премии Корнелиуса, в 1965 получил крест за заслуги I степени. Скончался в 1976 году на 80-м году жизни